Проблема эффективности образовательного процесса, оптимизации срока освоения основной профессиональной образовательной программы СПО стала одним из трендов сегодняшнего дня.
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФИРО РАНХиГС) подготовил методические рекомендации по вопросам интенсификации образовательного процесса и организации эффективного планирования для реализации программ среднего профессионального образования в рамках реализации проекта «Разработка моделей интенсификации освоения образовательных программ в условиях актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования»
Эффективный учебный план образовательной организации, реализующей образовательные программы СПО, не является официально принятым нормативным понятием. Это понятие стало активно употребляться в рамках проекта города Москвы примерно три года назад и стало развиваться уже на федеральном уровне. Опыт показал, что эффективный учебный план позволяет обеспечить качество образовательного процесса благодаря проектированию и реализации учебного плана на основе принципов целесообразности, междисциплинарности, практикоориентированности и индивидуализации. Он подразумевает выбор форм, методов, технологий в зависимости от конкретных задач обучения программам СПО и направлен на достижение баланса между заданными результатами, объемом содержания и сроком освоения программы.
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФИРО РАНХиГС) второй год реализует проект в соответствии с заданием Министерства просвещения России. Результаты работы представлены на странице сайта ФИРО РАНХиГС – ФГОС СПО: http://spo-new-fgos.firo-nir.ru/.
Недавно состоялась Всероссийская конференция по вопросам интенсификации освоения образовательных программ и оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования. Целью конференции являлось профессионально-общественное обсуждение методических рекомендаций, подготовленных в рамках проекта.
Рекомендации подготовлены для нормативно-методического сопровождения интенсификации образовательного процесса, обеспеченияэффективного планированияв среднем профессиональном образовании. Они адресованы органам исполнительной власти в сфере образования субъектов Российской Федерации, образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования, федеральным учебно-методическим объединениям.
Оптимизация срока освоения ОПОП СПО – комплекс действий администрации и педагогического коллектива образовательной организации, реализующей программу СПО, по разработке и реализации эффективного учебного плана. Оптимизация срока освоения ОПОП СПО позволяет наряду с реализацией требований ФГОС СПО учесть потребности конкретных обучающихся, обеспечить их конкурентоспособность в развивающемся цифровом мире; учесть потребности региона, организаций работодателей, в том числе в опережающей подготовке кадров.
В настоящий момент рекомендации прошли профессионально-общественное обсуждение и одобрены Министерством просвещения России. Полный текст рекомендаций находится по ссылке:
https://aapo.ru/wp-content/uploads/2020/11/konf_2020_project_metod_recomendaciy.pdf
Для внедрения методических рекомендаций и результатов проекта в целом в деятельность образовательных организаций, реализующих программы СПО, и ФУМО СПО подготовлена инфографическая визуализация рекомендаций, которая прилагается к данному тексту.
Инфографические материалы, представленные вниманию читателей, стали визуализацией основных результатов проекта и могут быть полезны для всех организаций, причастных к реализации программ среднего профессионального образования.
https://aapo.ru/wp-content/uploads/2020/10/ITOG_INFOGRAFIKA.pdf